«Аватар» и «Гарри Поттер»: Autodesk M&E Collection
Autodesk любит бандлы. Мы уже рассказывали про Autodesk AEC collection – набор решений компании, предназначенных для архитекторов, строителей и проектировщиков городских пространств.
Но есть у САПР-гиганта и другая специализация – анимация и графика ( Media and Entertainment). У специалистов в этой области продукты Autodesk не менее авторитетны чем у инженеров-конструкторов.
Сначала случился «Армагеддон»
«Армагеддон», «День независимости» и «Титаник» смотрели все. В свое время (да, такие были времена) эти фильмы поражали даже не самими спецэффектами, а их масштабами. Заслать шатл на астероид или атаковать Землю гигантскими кораблями пришельцев режиссерам помогло программное обеспечение, которое уже в 90-е годы умело очень многое. Выпускала такие решения канадская компания Discreet Logic во главе с Ричардом Шелвински, одним из самых богатых сегодня жителей Монреаля, да и всей Канады.
Discreet Logic появилась в 1991 году. Уже через год она выпустила свой первый продукт для компоновки изображений, Flame, работавший на платформе Silicon Graphics. Затем, как водится, последовала целая серия слияний и поглощений, в результате которых Discreet Logic обросла компетенциями и разработками. А связи Шелвински в шоу-бизнесе и киномире принесли ему контракты с голливудскими студиями.
Сотрудничество оказалось успешным. Discreet Logic не просто поучаствовала в сверхуспешных проектах. Фильмы, в производстве которых использовалось ее ПО, были оскаровскими номинантами в категории спецэффектов.
Примерно в то же время свой интерес к мультимедиа обозначила Autodesk. В 1996 году она открыла в Сан-Франциско отдельное подразделение, Kinetix, которому предстояло продвигать 3D Studio Max. И, конечно, Autodesk, уже в те времена бывшая софтверным гигантом, не могла остановиться в эпоху повального увлечения мультимедиа только на одном продукте.
Уже через два года она поглотила Discreet Logic, благо ее бизнес не слишком совпадал с увлечениями Шелвински. 410 миллионов долларов сделали свое дело. Это была крупнейшая по тем временам M&A-сделка, и канадская компания стала частью Autodesk, превратившись, вместе с Kinetix, в Autodesk Discreet division.
К счастью, увлечение Autodesk мультимедиа не прошло со временем. Media and Entertainment сегодня – отдельное подразделение компании, в списке успешных кейсов которого теперь имеются такие проекты, как «Аватар», «Гарри Поттер», «Бенджамин Баттон» и Assassin's Creed: Brotherhood. И, хотя доля Media and Entertainment в общей выручке невелика ($192 млн в 2020 году), направление остается значимым для компании.
M&E Collection
В продуктовом портфеле Autodesk Media and Entertainment много решений. Но все они объединены в единый бандл, M&E Collection. Это не только позволяет приобрести весь набор сразу на выгодных условиях, но и использовать отдельные программы в комплексе, последовательно переходя от одного этапа проекта к другому.
В общих чертах возможности пакета позволяют проводить детальную высоко реалистичную визуализацию отдельных объектов, создавать сложные эффекты (взрывы, вспышки, процесс горения или, к примеру, песчаную бурю) и, наконец, объединять все эти объекты в единой картинке.
Все это можно сделать при помощи отдельных инструментов? Да, это так. Но не станем забывать, что творческий процесс анимационной студии требует единого рабочего пространства для многих дизайнеров, работающих в проекте. И именно этот workflow для них и формирует M&E Collection. С помощью бандла выстраиваются рабочие процессы на киностудиях, видеопроизводствах, в продюсерских центрах, в компаниях, занимающихся разработкой компьютерных игр.
Не будем забывать и про возможность экономии. Сама Autodesk приводит на своем сайте весьма наглядный пример. Если по отдельности приобретать наиболее востребованные решения, входящие в коллекцию (Maya, 3ds Max и Arnold), то придется выложить на 60 с лишним тысяч рублей больше, нежели чем за весь бандл.
Что входит в состав M&E Collection
Представьте себе в общих чертах основные задачи, которые приходится решать при создании, к примеру, анимационного фильма.
Для начала, нужно «нарисовать» пространство, в котором будет проходить действие, некий виртуальный мир, и персонажей, которые будут принимать в нем участие. Для этого предназначен первое решение, входящее в состав коллекции, Autodesk Maya.
Объемные модели требуют специальных инструментов, и тут не обойтись без одного из самых популярных продуктов Autodesk, с которым хорошо знакомы и инженеры-конструкторы – Autodesk 3ds Max. Да, оно тоже входит в состав M&E Collection. Любимый инструмент архитекторов активно используется и аниматорами, ведь он отлично делает реалистичные визуализации.
Трехмерные модели можно воссоздать и из фотографий. Для этого в состав M&E Collection включен специальный инструмент, Autodesk ReCap PRO.
Для анимации потребуются живые персонажи, а следовательно – специальное решение Autodesk Mudbox. С помощью этого редактора еще можно делать неровности, детализировать покрытия, рисовать нормали и замещения.
Впереди самое сложное – оживить картинку и превратить нарисованные заготовки в действие. Запрограммировать анимацию, заставить персонажи двигаться, добиться от них слаженности и плавности, — все это может Autodesk MotionBuilder, системное решение для анимационного программирования.
В финале созданные объекты нуждаются в рендеринге. Их не поставишь, как живых актеров, под софиты, – свет нужно моделировать, добавляя переходы, движение теней и прочие визуальные эффекты. Всё это конечно же можно сделать с помощью стандартных средств включенных в 3ds max или maya , но если требуется больше возможностей, для этого в M&E Collection включили Autodesk Arnold. Благодаря данному решению, учитывая что в наличии 5 лицензий, можно организовать настоящую мини рендер ферму.