Небо, Hoversurf, будущее
Ключ на старт
Посреди спортивной арены Лужников на размеченном белым цветом прямоугольнике стоит странного вида машина. Это не автомобиль: слишком маленькие колеса, обтекаемые формы корпуса и горизонтально расположенные воздушные винты намекают на её «небесное» происхождение. На неё нацелены объективы фото- и видеокамер, а также смартфоны людей, вплотную обступивших ограждение.
Два человека устраиваются в креслах, пристегивают себя ремнями безопасности и надевают наушники и защитные очки. Через мгновение машина оживает. Под гул винтов она приподнимается в воздух примерно на метр, проносит седоков на несколько шагов вперёд, выполняет разворот и плавно опускается на покрытие стадиона. Во время манёвра пассажир справа записывает на смартфон видеоселфи. Он один из первых, кто прокатился на аэротакси Hover. Именно этот вид транспорта, по замыслу создателей, решит проблему мобильности в мегаполисах в самом ближайшем будущем.
Микрополёт закончен. Второй пассажир ловко избавляется от ремней безопасности и пружинисто выпрыгивает из цепкого анатомического кресла. Для него полёты не в новинку. Это Александр Атаманов, изобретатель, бизнесмен и основатель компании Hoversurf, которая уже несколько лет планомерно движется к реализации идеи аэромобильности для крупных городов. Сначала — для Москвы.
Залог прогресса
— Я в первую очередь инженер. Компании, которые создавались при моем участии, — технологические: чтобы реализовать конкретные функциональные возможности, надо придумать специальное устройство. Так что к путь к автоматизированным системам проектирования для меня оказался максимально коротким. САПР пришлось осваивать в том числе в рамках подготовки продуктов к серийному производству.
Для промышленности чертежи, трехмерные модели и документация на их основе — это родной язык. То, насколько уверенно компания на нём разговаривает — это хороший индикатор её технологической зрелости. Если такой разговор затруднён, двигаться вперёд невозможно. Я прошёл этот путь на собственном опыте.
Компания Hoversurf не сразу стала одним из самых перспективных в мире производителей дронов большой грузоподъемности. Проект родился из идеи персонального летательного аппарата, которая занимала меня довольно давно. Лет шесть назад я задумал проверить состоятельность этой концепции и самостоятельно начал конструировать летающий мотоцикл.
«Скорпионы» летают
Это был чисто любительский проект. Для его реализации я отправился в США. Там я довольно много времени провел в хакспейсе TechShop в Кремниевой долине, где учился создавать прототипы не «на коленке», а в рамках лучших практик. Через несколько месяцев опытный образец летающего мотоцикла был готов. Scorpion — именно так я назвал «первенца» — поднимался в воздух и маневрировал с человеком на борту. Это была важная победа прежде всего для меня.
Я основал компанию Hoversurf, чтобы сосредоточился на разработке более совершенных дронов и тем самым развить идею аэромобильности. Проект привлёк внимание венчурных инвесторов. На деньги, полученные от них, мы наняли инженеров с опытом работы в среде SOLIDWORKS. Выбор конкретного решения был обусловлен тем, что в центрах прототипирования TechShop 99% задач, связанных с проектированием, решались на этой платформе.
__________________________________________________________________________
Выбрать оптимальное решение SOLIDWORKS и купить лицензию можно здесь >>>
__________________________________________________________________________
Если проводить параллели с более понятным ПО, то продукт Dassault Systemes с точки зрения инжиниринга — как Microsoft Office для клерков: когда научишься, можно выбрать любой другой программный пакет, но принципы работы с офисными приложениями лучше постигать на решении от Microsoft. Это стандарт, от которого имеет смысл отталкиваться.
Инженеры, которые присоединились к проекту Hoversurf, начали с создания второй версии ховербайка. Scorpion II сразу разрабатывался в среде САПР, что позволило увидеть недочёты в конструкции и избежать их еще на стадии проектирования. Следующая версия летающего мотоцикла получилась существенно более совершенной с точки зрения лётных характеристик. Мы получили престижный заказ от полиции Дубая, и этот факт подхватило огромное количество СМИ и блогов. Hoversurf оказался в центре темы аэромобильности.
Небесное такси
Сейчас перед нами еще более амбициозная задача — создать летающее такси, которое станет важной частью транспортной системы большого города в самое ближайшее время. Ближайшее — в горизонте трёх-пяти лет. Это значит, что за это время мы должны найти оптимальный технический облик беспилотника-такси, испытать системы безопасности и искусственный интеллект, который централизованно будет управлять сетью дронов, а также предложить доработки законодательства, регулирующего эксплуатацию таких летательных аппаратов.
Мы серьёзно продвинулись в совершенствовании лётных характеристик аэротакси. Одна из фундаментальных недавних побед — разработка электродвигателей, использующих эффект Вентури. Сложность заключалась в геометрии воздухозаборников, которые должны захватывать ламинарный воздушный поток вокруг двигателя и тем самым повышать эффективность силовой установки.
У нас было примерное представление о необходимой форме воздухозаборников. На первых же эскизах в SOLIDWORKS мы увидели особенности воздушного потока, обтекающего кожухи двигателей, определили места завихрений и поняли, в каком направлении двигаться, чтобы этих завихрений избежать. Решение совместило в себе инженерную эффективность и чисто внешнюю эстетику. Для инновационного транспортного средства, которое непременно будут «встречать по одёжке», это крайне важно.
Эстетика или функциональность? У инженеров и дизайнеров на этот счет постоянная «заруба». Инженеры считают, что дизайнеры увлекаются внешней красотой, нередко в ущерб функциональности. Дизайнеры возражают: часто их задачи находятся в одном направлении с чисто инженерными. Идеально, когда эстетика и функциональность сонаправлены, потому что продукт, который создается «физиками», обратит на себя внимание лишь инженерных гиков. Для транспорта будущего, к которому должно быть приковано всеобщее внимание, это не подходит.
Помогать инженеру
Может показаться, что САПР — волшебная таблетка современного инженера. Это не так. Да, SOLIDWORKS и подобные системы цифрового проектирования здорово помогают с первичными расчетами конструкции. Но они не избавляют инженеров от необходимости создавать прототипы продуктов и подвергать их всесторонней проверке в реальном мире. И именно то, как ведет себя в «оффлайне» спроектированное в цифровой среде изделие, всё расставляет по своим местам.
Несоответствия цифровой модели её реальному воплощению встречаются достаточно часто. Мы сталкиваемся с таким явлением регулярно, и в основном это связано с деталями конструкции, выполненными из композитных материалов. SOLIDWORKS уверенно справляется с расчетами узлов, сделанных из сплавов, однако оказывается не столь точным, когда дело касается композитов.
__________________________________________________________________________
Что умеет новейшая версия SOLIDWORKS 2021? Узнайте из вебинара «Системного софта» >>>
__________________________________________________________________________
Но надо сказать, что винить в этом SOLIDWORKS или другое решение САПР не нужно. Скорее, это вопрос к стабильности техпроцессов и параметрам сырья для производства конкретных частей конструкции. Незначительные расхождения в качестве материала-наполнителя, другая партия армирующего слоя, несколько «лишних» или «недостаточных» секунд времени «запекания» композитной детали в автоклаве и другие факторы дают измеримую разницу. Если математический аппарат SOLIDWORKS каким-то образом научится учитывать такие нюансы, это будет грандиозный прорыв.
Пока примирить расчеты с реальностью помогают только испытания, по результатам которых математики вносят изменения в конкретную модель внутри среды проектирования. Чем больше итераций, тем точнее расчёты, и тем увереннее продвижение инженеров к своей цели.
Вслед за мечтой
Прямо сейчас команда Hoversurf решает дерзкую задачу по приближению транспортной революции в Москве. Сделав аэротакси частью транспортной инфраструктуры столицы, мы внесем свой вклад в превращение Москвы в город будущего, где передвижение будет возможно без пробок и светофоров, и где сэкономленное время можно будет уделять разным приятным вещам — проводить больше времени с дорогими людьми, получать впечатления, наслаждаться свободой перемещений.
Начало массового применения дронов-такси станет очередным доказательством, что технологии и интеллект — это та самая энергия, для которой нет нерешаемых задач.