Облака в новой фасовке
Эра победившего клауда?
«Коронавирусные» события поменяли правила игры на ИТ-рынке и наконец вывели облачные сервисы в число флагманов развития индустрии. Рисёрчеры из Markets&Markets сообщают о перспективах достижения клаудным рынком оборота почти в $300 млрд. уже в 2021 году, что дает 12,5-процентный рост ежегодно.
В то время как зарубежные компании в период «коронакризиса» используют облака для доступа к передовым сервисам из квадрантов Gartner и для подготовки к скорому росту, в России популярны консервативные решения. Переждать турбулентность, пусть и ценой смещения фокуса с инноваций смещается на обеспечение устойчивости уже имеющейся инфраструктуры — обычная тактика. Способствует ли она ускорению цифровой трансформации — большой вопрос.
Спастись, нельзя развиваться
Сохраняя привычный ИТ-ландшафт в компании, главы ДИТов гонятся за тремя зайцами. Собственникам бизнеса они стремятся продемонстрировать экономическую эффективность департамента, отстоять целесообразность уже совершенных трат и в меру сил потрафить «хотелкам» внутренних заказчиков.
Получается ли?
Вот один ИТ-директор стремится наиболее эффективным образом задействовать имеющуюся инфраструктуру. А взамен получает от бизнес-заказчиков претензии в косности подходов: «Конкурент А давно использует внешнее решение Б для автоматизации процесса В. Почему мы медлим с этим?!»
Здесь другой CIO видит своей ключевой задачей сохранение работоспособности ключевых сервисов организации — и тоже попадает под шквал критики, когда твердым «Нет!» отвечает на запрос про быстрые апдейты клиентских систем.
А там третий ИТ-менеджер вынужден долго рассказывать собственнику бизнеса про утечки из облачных BI-систем и тем самым объяснять, почему он не предоставляет данные корпоративного data lake для бизнес-анализа по запросу директора по продажам.
Эти кейсы — лишь частные случаи одного глобального вызова, обусловленного расхождением между потребностями внутренних заказчиков, возможностями корпоративных айтишников и технологиями, которые в разных сегментах инфраструктуры развиваются неравномерно.
Нельзя сказать, что крупнейшие ИТ-корпорации не предвидели возникновение таких конфликтов. Более того, как минимум две из них предложили в качестве ответа что-то свое. Одна — перенос оригинальных технологий и приложений в ЦОД клиента, а вторая — простое управление массивом виртуальных сред и создание распределенных дата-центров на базе инфраструктуры разных провайдеров. Это были хорошие попытки в исполнении каждого конкретного вендора. Но к смене парадигмы ни одна из них не привела.
История повторяется
Идеологическую «бомбу» под существующие подходы к IT, сама того не подозревая, заложила IBM. 2000-е годы завершились для корпорации под флагами сервисно-ориентированной архитектуры, в рамках которой необходимые клиенту решения часто собирались из конкретной (нередко — специфической и узкой) функциональности нескольких приложений, а остальными возможностями ПО вполне можно было пренебречь.
После этого эпизода в истории IBM было еще несколько больших идей, но в 2019 году «Голубой гигант» (Big Blue — полуофициальное прозвище компании) заявил о возвращении к этой концепции самым оглушительным образом. Корпорация купила RedHat вместе с платформой для создания и исполнения микросервисов OpenShift. Почти десять лет спустя сервисно-ориентированный подход оказался приземлен на известную всей отрасли технологическую основу и переродился в то, что сейчас называется IBM Cloud Paks.
Кирпичи мироздания
Пропускная способность сетей, тактовая частота процессоров, объемы оперативной памяти, производительность жестких дисков и другие физические параметры работы оборудования и инфраструктуры были важны для развития сферы информационных технологий. Но природу настоящих революций в ИТ определял переход от одного уровня абстракции к другому.
На заре компьютерной эры электронно-вычислительные машины представляли собой узкоспециализированный инструмент — они умели хорошо считать, причем производить сугубо ограниченный набор математических действий. Это вызывало кучу неудобств, потому что при возникновении потребности в другом типе вычислений дорогостоящий металлический ящик размером с дом становился бесполезен, и к нему надо было докупать такой же, но с иной функциональностью.
Первая революция случилась, когда компьютеры начали «перепрошивать», то есть переориентировать их на другие задачи. Именно этот переход ознаменовал собой появление профессии программиста. Прогресс привел к тому, что из «прошивок» родились полноценные операционные системы, в рамках которых исполнялись приложения — это была очередная революция.
На новый уровень абстракции индустрию подняли разработчики решений для виртуализации. Благодаря им для запуска вычислительной среды и исполнения приложений отдельный физический компьютер уже не требовался.
Cегодня пирамиду уровней абстракции венчает микросервисный подход. Для его реализации в свое время IBM, а чуть позже и RedHat, предложили разбить монолитные приложения на отдельные блоки. Эта концепция — пересобирать решения с конкретным набором возможностей без оглядки на специфику «железа» или облачных сред — легла в основу IBM Cloud Paks и стала идеей, которая призвана примирить бизнес с мыслью, что переход в облака неотвратим, как сама судьба.
«Клауд паков» у IBM шесть. Детальное знакомство с ними потребует отдельной заметки. Но сегодня мы коротко расскажем о четырех редакциях облачных пакетов IBM. Именно их возможности, на наш взгляд, лучше всего показывают актуальные тренды ближайшего будущего всей индустрии. По мнению Big Blue, оно будет заключаться в быстром создании приложений, в новых подходах к выпуску продуктов и в повсеместном стремлении извлечь максимум пользы из имеющихся данных.
по теме
DevOps для самых маленьких
Микросервисный подход идеально работает при «сборке» сервисов на основе отдельных сегментов функциональности монолитных приложений. IBM не была бы самой собой, если бы не позаботилась о том, чтобы снабдить компании инвентарем для такой категории задач.
IBM Cloud Pak for Applications не только поддерживает нативную облачную разработку. Кроме инструментов создания программных сущностей с нуля он содержит ряд инструментов для декомпозиции монолитных приложений, чтобы «загнать» требуемую функциональность в микросервис. Это позволит «заточить» команду разработки на совершенствование только нужных сегментов ПО, реализовать подход DevOps и наконец соответствовать (часто завышенным) требованиям бизнес-заказчиков к постоянным новациям критически важных для бизнеса ИТ-сервисов.
1+1=3?
Многообразие новых микросервисов было бы неплохо соединить между собой для получения синергии с уже существующими решениями. И если раньше такая задача почти всегда требовала индивидуального подхода к созданию программных коннекторов, так как гибкий API предлагают далеко не все программные продукты и сервисы.
Больше — никакой кустарщины. Использование IBM Cloud Pak for Integration не требует создания коннекторов. Этот сервис прокладывает между внутренними и внешними ИТ-решениями универсальный софтверный слой, в разы увеличивает скорость интеграции микросервисов и монолитных приложений, поддерживается вендором и помогает получить вполне осязаемый эффект от так называемой API-экономики, когда добавленная стоимость создается не за счет своих разработок, а благодаря правильному и остроумному комбинированию собственных и внешних сервисов.
BI? Элементарно, Watson
Даже не самая продвинутая с точки зрения актуальных трендов компания так или иначе накапливает массивы данных. Чем больше data lake, тем сильнее головная боль ИТ-директора. Мало того, что под озеро данных требуется постоянно модернизировать системы хранения, так его еще нужно защищать от хакерских атак.
IBM Cloud Pak for Data предлагает конвертировать накопленные данные из «костов» в дополнительную ценность. Сервис поддерживает работу с данными из любых фреймворков и дает набор инструментов для data science, вплоть до доступа к хайповому IBM Watson, который с одинаковым успехом обыгрывает человека в шахматы, расшифровывает геном и строит прогнозы продаж для крупнейших корпораций.
От облака к облаку
Сейчас, когда мир делает первые шаги в сторону восстановления экономики после COVID-19, локальные и мировые поставщики клауда соревнуются в щедрости по отношению к новым клиентам. Нередко заказчикам остается лишь наблюдать за «раздачей слонов» в исполнении других провайдеров и считать упущенную выгоду.
Конечно, метания от облака к облаку за лучшей ценой — совсем не то, ради чего создавался IBM Cloud Pak for Multicloud Management. У этого сервиса есть более разумное применение. Поддерживаются централизованное управление разными средами в рамках одного решения, контроль затрат на внешние облака через мониторинг нагрузок, быстрый деплой приложений на несколько платформ и другие возможности для более технологичного и эффективного управления разнородным окружением.
Хотя, не будем снобами: быстро переехать к более выгодному провайдеру и тем самым сэкономить для компании деньги IBM Cloud Pak for Multicloud Management тоже поможет.
Работа над собой
ИТ в компаниях — настоящее лоскутное одеяло, «узор» которого составляют разные по уровню совершенства и несравнимые по востребованности у внутренних заказчиков и возможностям развития и решения. Не сказать, что задача по управлению этим зоопарком, по его совершенствованию и поддержанию в актуальном с точки зрения запросов внутренних клиентов состоянии, является непосильной. Однако скорость изменений недвусмысленно намекает, что она неминуемо усложится.
Для ответа на этот вызов IBM предлагает перейти к администрированию в стиле DevOps, когда в фокусе оказывается не парк оборудования, не пакет лицензий и не целая армия сотрудников, а сервисы и сопутствующие им процессы.
В рамках этой сверхзадачи IBM Cloud Paks становится «пультом управления реальностью IT-директора», на котором сосредоточен ряд ключевых функций — от постоянного совершенствования ПО до офисной роботизации и обеспечения кибербезопасности организации в целом. Но встать за этот пульт управления получится, лишь преодолев скепсис перед облаками. Чем не повод для работы над собой?