Подборка софта: пять полезных программ для работы со звуком
Техническая работа со звуком давно переросла в особую сферу, в которой уже работают десятки тысяч человек. На рынке существует множество цифровых рабочих станций (DAW), а каждая студия использует собственный набор инструментов для нарезки дорожки в зависимости от поставленных задач и используемых платформ. О том, какой софт стоит выбрать, рассказали звукорежиссер документального кино Юлия Глухова, инженер музыкальной компании Sony Music Entertainment Софья Брендер и глава отдела видеопродакшена сети «Dostaевский» Александр Хомутов.
Adobe Audition
Adobe Audition — классика в мире ПО для работы со звуком, аудиоредактор с множеством встроенных решений для обработки дорожки любого типа. Софт можно применять для работы с уже готовыми файлами или только в процессе записи: он поддерживает как MIDI-контроллеры, так и другую аппаратуру.
При этом Adobe Audition подходит даже для быстрых задач, не требующих глубокого погружения в процесс редактуры звука. ПО представляет собой набор готовых инструментов и фильтров для обработки дорожки, управления балансом частот и систем для анализа всей записи, сервисами для синхронизации музыки с видеорядом и т. д.. Однако готовые плагины не всегда удается быстро настроить под каждую задачу, что не позволяет Adobe Audition стать профессиональной цифровой студией для обработки звука.
Стоимость годового пакета Adobe Audition составляет около 15 тысяч рублей. Сервис работает на компьютерах как с операционной системой Windows, так и с MacOS.
Александр Хомутов, глава отдела видеопродакшена сети доставки еды «Dostaевский»: «Я практически всегда использую Adobe Audition для работы со звуком при создании видео. В нем можно, например, громкость в дорожке сделать одинаковой буквально в несколько кликов. Еще там есть дико удобный инструмент для синхронизации видео и звука. Когда ролик идет 40 секунд, а музыка, которую ты хочешь на него наложить, 3 минуты, нейросети Adobe Audition самостоятельно режут этот трек под динамику ролика и склеивают его за несколько минут так, как руками довольно сложно сделать и за несколько часов».
Pro Tools
Обработка звука в студии, особенно если речь идет о кино, подразумевает отдельное создание полной звуковой картины. В нее входят все разговоры, музыка, фоновые шумы, спецэффекты и многое другое. Для обработки такого объема звуковых дорожек необходим мощный редактор, стандартом которого на сегодняшний день считается сервис Pro Tools.
Для Pro Tools существует несколько основных плагинов, каждый из которых предназначен для определенных действий. Например, самые точные пресеты акустики в помещениях встроены в Altiverb 7, а шумы и щелчки редактируются в утилите iZotope RX.
Pro Tools можно использовать как на Mac, так и на Windows. При этом сервис машинно-ориентированный, то есть его версии «заточены» под разные звуковые карты. Это позволяет добиться лучшего качества звука.
Стоимость использования Pro Tools составляет от 3 тысяч долларов в год в зависимости от необходимой версии программы.
Юлия Глухова, звукорежиссер документального кино: «Сейчас вся работа для больших проектов происходит только в Pro Tools. Это стандарт индустрии, и без его знания просто никуда».
Reaper
Еще один профессиональный студийный редактор звука — Reaper — многие называют бюджетным Pro Tools. Его особенность — высокая скорость. Для этого разработчики убрали практически все инструменты из базовой версии ПО. Все необходимое пользователь может скачивать отдельно и собирать собственную студию только с необходимыми с плагинами.
Стоит Reaper около 60 долларов за год, что намного дешевле лицензионной версии Pro Tools.
Софья Брендер, инженер музыкальной компании Sony Music Entertainment: «Звук — это не только моя работа, но и хобби. Я не вижу смысла тратить тысячи долларов на покупку дорогого софта для развлечений и творчества. Reaper — идеальный с этой точки зрения продукт».
по теме
Ableton Live
С момента своего появления в 1999 году Ableton Live проделал путь от маленькой программки записи музыки до крупнейшего сервиса для музыкантов. Многие из них, особенно выступающие вживую, считают Ableton Live лучшим ПО для многоканальной обработки звука в режиме реального времени.
Ableton Live поставляется с 23 звуковыми библиотеками объемом 50 Гбайт, поддержкой многодорожечной записи и всевозможной музыкальной аппаратуры, в том числе MIDI-контроллеров, и с редактором, который может резать семпл в режиме реального времени. Многие звукорежиссеры и музыканты также особо ценят Ableton Live за скорость обновлений.
Ableton Live работает на компьютерах как под управлением ОС Windows, так и MacOS. Последняя версия сервиса стоит от 30 тысяч рублей.
Александр Хомутов: «Более полноценную программу для обработки и создания звуков, чем Ableton Live, найти очень трудно. С ее помощью можно делать абсолютно все. Вряд ли когда-нибудь мы столкнемся с задачей, которую Ableton не сможет выполнить».
Sound Particles
Достаточно сложный сервис с узкой специализацией. Sound Particles представляет собой среду для звукорежиссеров, в которой можно автоматически создавать звуковой дизайн: звуки капающей с определенной частотой воды, крыльев летящих птиц, падения камня в ущелье, плеска волн и многое другое.
В Sound Particles можно работать как на MacBook, так и на компьютерах с операционной системой Windows. Стоимость Sound Particles составляет от 990 долларов, но окончательная цена зависит от количества плагинов, установленных в версии.
Юлия Глухова: «Sound Particles прекрасно подходит для создания звукового дизайна очень конкретных вещей, например взмаха птичьих крыльев, который точно невозможно нормально записать, или звука капающей воды».